Использование компьютера на уроках технологии

Кудряшова Т.Б.,
учитель технологии Некоузской сош Некоузского МО

Специфика предмета технологии заключается в том, что лишь 30 % учебного времени отводится на изучение теоретического материала и 70 % посвящено выполнению практических работ. В программе встречаются такие темы, при изучении которых организовать практическую часть так, чтобы усвоение и закрепление изученного осуществлялось на высоком уровне, и детям было интересно, бывает очень сложно. В таких ситуациях и приходят на помощь уроки в компьютерном классе, которые любят и девочки, и учитель.

Для примера приведу несколько тем из программы по технологии для разных классов. В 6 классе изучается тема: «Уход за волосами. Подбор прически к типу лица». Для работы использую программу «Дамский мастер», которая позволяет не только просматривать имеющиеся в библиотеке программы прически и подбирать их к разным типам лица моделей, но и «примерить» их к своему лицу, выбрать наиболее подходящую. Заранее собираю фотографии-портреты шестиклассниц, сканирую и использую в работе с программой. Первый урок учу пользоваться программой, знакомлю с типами лица, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки с помощью прически, а на втором уроке выполняем практическую работу на компьютере, результатом которой является итоговая фотография с новой прической для каждой девочки.

 

В 7 классе в теме «Комнатные растения» можно использовать электронную энциклопедию «Мир растений», в которой имеется множество интересных статей с цветными иллюстрациями о типах, названиях, агротехнике возделывания и уходу за разнообразнейшими комнатными растениями и о том, как правильно размещать их в интерьере жилых помещений. После изучения теоретического материала организуется практическая работа по пересадке комнатных растений, которые имеются в кабинете технологии.

В 8 классе большой помощью учителю при изучении темы: «Вязание на спицах» является программа «Уроки вязания». В ней с помощью видеороликов рассказывается о том, как правильно держать руки и спицы при вязании, как набирать петли, вывязывать лицевые изнаночные петли, убавлять и прибавлять петли разными способами, закрывать вязание, то есть все азы этого древнего рукоделия и заканчивая сложными узорами вывязывания ажурных и рельефных полотен. Преимущества программы заключаются в том, что она помогает реализовать индивидуальный подход к каждой ученице, ведь скорость и уровень усвоения и воспроизведения увиденного у всех разный. Инструменты программы позволяют остановить видеоролик в нужном месте, повторить просмотр или прочитать с левой стороны окна дублирующуюся текстовую информацию.

На уроках кулинарии использую в своей работе электронную «Кулинарную книгу», пользоваться которой учу и девочек. Этот справочник позволяет быстро подобрать различные блюда по имеющимся ингредиентам, содержит множество полезных советов, а также прекрасные таблицы по переводу объемных единиц в массу, калорийности различных продуктов, штрих-кодам, разрешенным пищевым добавкам с кодом Е, пищевой ценности и содержанию витаминов в продуктах питания. Например, в 8 классе при изучении темы «Домашняя экономика» составляем меню для школьницы и рассчитываем энергетическую ценность входящих в него продуктов. По штриховым кодам находим автоматически страну-изготовитель и вычисляем по алгоритму подлинность и качество товаров.

В 10 классе тема «Информационные технологии» изучается на протяжении 14 часов. В ней рассматривается множество различных аспектов, начиная от телефонной связи, периферийного оборудования и офисной оргтехники, и заканчивая всемирной компьютерной сетью Интернет. На одном из уроков, тема которого «Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии», использую специализированную программу «ЛЕКО», которая позволяет получить выкройку, подогнанную по конкретной фигуре и вывести её на печать. Необходимо лишь ввести 4 параметра: обхват груди, талии и бедер и свой рост, а также выбрать одну из имеющихся в программе моделей. На этом же диске, который называется «Электронный салон красоты», имеется журнал мод, в котором представлено более полутора тысяч моделей одежды от ведущих модельеров мира и знаменитых Кутюрье.

Таким образом, компьютер позволяет эффективно организовать работу учащихся на уроках технологии и приобщить их к новому уровню овладения знаниями с помощью информационных технологий.