Использование компьютера на уроках технологии
Кудряшова Т.Б.,
учитель технологии Некоузской сош Некоузского МО
Специфика предмета технологии заключается в
том, что лишь 30 % учебного времени отводится на изучение теоретического материала
и 70 % посвящено выполнению практических работ. В программе встречаются такие
темы, при изучении которых организовать практическую часть так, чтобы усвоение
и закрепление изученного осуществлялось на высоком уровне, и детям было
интересно, бывает очень сложно. В таких ситуациях и приходят на помощь уроки в
компьютерном классе, которые любят и девочки, и учитель.
Для примера приведу несколько тем из
программы по технологии для разных классов. В 6 классе изучается тема: «Уход за
волосами. Подбор прически к типу лица». Для работы использую программу «Дамский
мастер», которая позволяет не только просматривать имеющиеся в библиотеке
программы прически и подбирать их к разным типам лица моделей, но и «примерить»
их к своему лицу, выбрать наиболее подходящую. Заранее собираю
фотографии-портреты шестиклассниц, сканирую и использую в работе с программой.
Первый урок учу пользоваться программой, знакомлю с типами лица, как
подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки с помощью прически, а на втором
уроке выполняем практическую работу на компьютере, результатом которой является
итоговая фотография с новой прической для каждой девочки.
В 7 классе в теме «Комнатные растения» можно
использовать электронную энциклопедию «Мир растений», в которой имеется множество
интересных статей с цветными иллюстрациями о типах, названиях, агротехнике
возделывания и уходу за разнообразнейшими комнатными растениями и о том, как правильно
размещать их в интерьере жилых помещений. После изучения теоретического материала
организуется практическая работа по пересадке комнатных растений, которые
имеются в кабинете технологии.
В 8 классе большой помощью учителю при
изучении темы: «Вязание на спицах» является программа «Уроки вязания». В ней с
помощью видеороликов рассказывается о том, как правильно держать руки и спицы
при вязании, как набирать петли, вывязывать лицевые изнаночные петли, убавлять
и прибавлять петли разными способами, закрывать вязание, то есть все азы этого
древнего рукоделия и заканчивая сложными узорами вывязывания ажурных и
рельефных полотен. Преимущества программы заключаются в том, что она помогает
реализовать индивидуальный подход к каждой ученице, ведь скорость и уровень
усвоения и воспроизведения увиденного у всех разный. Инструменты программы
позволяют остановить видеоролик в нужном месте, повторить просмотр или
прочитать с левой стороны окна дублирующуюся текстовую информацию.
На уроках кулинарии использую в своей работе
электронную «Кулинарную книгу», пользоваться которой учу и девочек. Этот справочник
позволяет быстро подобрать различные блюда по имеющимся ингредиентам, содержит
множество полезных советов, а также прекрасные таблицы по переводу объемных единиц
в массу, калорийности различных продуктов, штрих-кодам, разрешенным пищевым
добавкам с кодом Е, пищевой ценности и содержанию витаминов в продуктах
питания. Например, в 8 классе при изучении темы «Домашняя экономика» составляем
меню для школьницы и рассчитываем энергетическую ценность входящих в него
продуктов. По штриховым кодам находим автоматически страну-изготовитель и
вычисляем по алгоритму подлинность и качество товаров.
В 10 классе тема «Информационные технологии»
изучается на протяжении 14 часов. В ней рассматривается множество различных аспектов,
начиная от телефонной связи, периферийного оборудования и офисной оргтехники, и
заканчивая всемирной компьютерной сетью Интернет. На одном из уроков, тема которого
«Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии», использую
специализированную программу «ЛЕКО», которая позволяет получить выкройку,
подогнанную по конкретной фигуре и вывести её на печать. Необходимо лишь ввести
4 параметра: обхват груди, талии и бедер и свой рост, а также выбрать одну из
имеющихся в программе моделей. На этом же диске, который называется
«Электронный салон красоты», имеется журнал мод, в котором представлено более
полутора тысяч моделей одежды от ведущих модельеров мира и знаменитых Кутюрье.
Таким образом, компьютер позволяет эффективно
организовать работу учащихся на уроках технологии и приобщить их к новому уровню
овладения знаниями с помощью информационных технологий.